Смертельный танец "коррида"

Одно из самых сильных впечатлений после посещения Испании оставляет коррида. В испанском языке слово "коррида" означает "беготня". На самом деле так называемая "беготня" представляет собой грандиозное зрелище со строгой церемониальностью действий. За свою многовековую историю существования она имела как яростных противников, обвинявших ее в жестокости и аморальности, так и горячих поклонников, утверждавших, что корриду не искоренить, поскольку она "в крови у испанцев", а что касается гуманности, то она не более жестока, чем собачьи бои или бокс.

Еще в 1567 году папа Пий V издал специальный указ, запрещавший под страхом отлучения от церкви всем верующим посещать бычьи бои или участвовать в них, потому как "это приводит к смертям и ранениям, и опасно для души". Испания - страна католическая, но в этом случае даже решение авторитетного Святого Престола не подействовало на фанатичных испанцев, и они продолжали устраивать бои с быками в деревнях, подальше от королевского двора и папского надзора. Несмотря на неоднократные официальные запреты, корриду ни разу не смогли искоренить полностью. До сих пор она продолжает существовать и оставаться неотъемлемой частью испанской культуры.

Прототипами современной корриды являются религиозные обряды жертвоприношения и ритуальные игры с быками, которые были популярны еще за две тысячи лет до Рождества Христова среди многих древних народов (индийцев, египтян, евреев, кельтов, финикийцев). Возможно, именно финикийцы, колонизировавшие Пиренейский полуостров, принесли древние прототипы корриды на испанскую землю, на которой они из обрядовых игр превратились в настоящее искусство, опасное для исполнителей и зрелищное для почитателей.

В XVI веке в Испании без корриды не обходился ни один крупный праздник. В Мадриде бои устраивались на центральной площади города, и принимать участие в них могли только знатные кабальеро, которые дразнили и убивали быка с лошади, не осмеливаясь вступить в бой пешими. В 1725 году во время одного из таких боев на королевской арене бык выбил из седла дворянина. Шокированная публика с ужасом ожидала увидеть расправу разъяренного зверя над беспомощным человеком. Но в этот миг один крестьянин, проявляя безумный героизм и рискуя собственной жизнью, бросился на арену к быку и стал отвлекать рассвирепевшее животное от жертвы, мельтеша перед ним сомбреро. Так продолжалось до тех пор, пока кто-то из толпы не бросил ему шпагу, которой он и заколол быка. Храбрый поступок этого крестьянина по имени Франциско Ромеро считается рождением современной "пешей" корриды. Его до той поры никому не известное имя стало легендарным и почитаемым в Испании, а сам Франциско Ромеро стал родоначальником знаменитой династии тореро, главой школы тореро и героем народных баллад.

С тех пор наступает новая эра в истории корриды - устанавливаются новые правила и запреты, формируется строгий канон, оттачивается техника исполнения ударов, вводятся новые элементы движений, появляются первые профессиональные тореро, как пешие, так и конные. Бычьи бои из "беготни" превращаются в подобие трагического балета со своей геометрией и обязательными фигурами.

В корриде все кодифицировано, в профессиональном языке имеются сотни терминов, обозначающих мельчайшие нюансы движений участников, их перемещений по арене, способов уколоть быка пикой, вонзить в него "бандерилью" (дротик, обвитый лентой) или нанести решающий удар шпагой. Конечно, только знаток, утверждающий, что "хореография" корриды по своей сложности и виртуозности ничуть не уступает классическому балету, способен запомнить и различить все эти тонкости. Сравнивать корриду с танцем любят и сами тореро: "Каждый определяет это зрелище по-своему: для одних это варварство, для других это как спорт или охота, для третьих не более чем эффектное шоу, но для меня, - говорит один опытный матадор, - коррида - это балет, в котором я танцую со смертью".

Для матадора важно не только увернуться от быка, но сделать это очень изящно, мастерски, не нарушая канонов. Ведь если он пропустит быка под мулетой (красной тканью) чуть дальше от себя, чем принято, избегая смертельной встречи со зверем, - он трус, а если чуть ближе, демонстрируя виртуозность, - он покойник. Даже последний момент убийства быка - вопрос "изящества" и науки: тореро отлично знают анатомию животного, умеют вонзить шпагу таким образом, чтобы он либо умер сразу, либо упал перед смертью на передние ноги или круп. Если смертельный удар выполнен нечисто, то матадор остается без трофеев в виде отрезанных ушей и хвоста убитого им быка. Если же бой проведен безукоризненно и смертельный удар нанесен с первого раза, что считается верхом профессионализма, матадор может получить, по требованию зрителей и с согласия председателя корриды, бычьи уши. Два уха или уши и хвост - это высшие трофеи, которые председатель вручает матадору по своему усмотрению. Верхом признания храбрости и таланта тореро будет считаться то, что после представления ликующая публика вынесет своего героя с арены на собственных плечах. Один знаменитый тореро, решительно настроенный на победу, произнес перед началом выступления: "либо меня вынесут на руках, либо увезут на "скорой".

Кстати, обязательными заведениями при крупных аренах являются медпункт, снабженный современным оборудованием, часовня для взывания к небесам и мясной цех для разделки бычьих туш.

Испанцы свято чтят своих героев. Великие "торерос" былых времен и мастера нашего столетия в Испании почти канонизированы. "Хозелито" Санчес Мехиас, Хуан Бельмонте, Ортеги, Рафаэль "Эль Галло", Хуан Гарсия "Монденье", Армиллита Чико, Карлос Арруза, Доминтин, Каганчо... Имена из этого пантеона для многих испанцев дороже, чем имена великих политиков, ученых, писателей, футболистов или рок-звезд.

Самым известным тореро XVII века был Педро Ромеро, за свою долгую карьеру убивший 6000 быков и ни разу не пострадавший в бою, что является настоящим чудом. Другой тореро, Пепе-Ильо, прославившийся не только подвигами на арене, но и своим трактатом об искусстве боя, однажды выбрал себе самого свирепого на вид быка. По преданию, бык бросился на матадора, когда тот вонзал в него шпагу, и оба "погибли убивая". Судьбы великих участников коррид были разными: некоторые погибали во время схватки, некоторые доживали до старости. История корриды с подробной статистикой ведется с 1747 года.

Сегодня самый известный в мире матадор - Хулиан Лопес, или Хули. Он прославился не только своей храбростью и отвагой, но и тем, что стал самым молодым матадором за всю историю корриды - первого в своей жизни быка он убил, когда ему было 10 лет.

Испанцами создан иконостас великих быкоборцев. Но, как ни странно, и великие быки почитаются ими ничуть не меньше. Если бык перед смертью совершает подвиги, то он входит в свой, бычий пантеон.

Прославившийся бык-герой Малагуэньо бился так доблестно, что после гибели его три раза протащили вокруг арены - это по людским понятиям должно было стать для него огромной честью, которой удостаиваются лишь избранные животные. А его уши, вопреки сложившейся традиции награждать ими матадора, были подарены хозяину ранчо, который, в отличие от быка, мог гордиться оказанной ему честью.

Коручано - этот рассвирепевший бык загнал пикадоров (тех, кто предварительно дразнит быка, втыкая в него острые пики) обратно в ворота арены и убил шесть лошадей.

Альмиранте - могучий и флегматичный бык, во время корриды в 1858 году отказался драться, ушел с арены, добрался до здания мэрии, взобрался на второй этаж и мычал с балкона на недоумевающую публику.

Милагрозо, получивший прозвище "враг монархии", в 1878 году бросился на королевскую ложу, потоптал алебардщиков, разрушил королевский герб и знамена и был застрелен королевской гвардией.

Испанцы не забывают быков-героев. Самая мощная модель автомобилей марки "Ламборджини" получила название "Миура" -так называется известная в Испании ферма для выращивания бойцовских быков, история которой овеяна легендой. Выращенные здесь быки знамениты своим бойцовским нравом, благородством и числом великих тореро, погибших от их рогов. Каждая отдельная машина была названа именем одного из быков этой фермы.

В корриде, как в спектакле, все действия имеют строгую последовательность. Матадор ("убивающий") появляется в третьей, заключительной и самой важной части боя, и у него есть только 10 минут для того, чтобы убить быка, предварительно доведенного до ярости пикадорами и другими участниками корриды. Если 10 минут истекли, но бык еще жив, то председатель делает предупреждение матадору. Через три минуты делается второе предупреждение, а еще через две - третье, последнее, после чего бык выводится с арены живым, что считается позором для матадора. Однако бывает и такое, что бык попадается вялый и боится людей. Его дразнят, заводят насколько можно, но если зрителям это не нравится, быка еще до начала боя меняют на другого. Если же бык настолько труслив, что боится уходить с арены, тогда приходится выпускать коров. Зверь, погнавшись за ними, убегает со сцены. В этом случае репутация быка безнадежно испорчена, потому как подобный уход с арены считается большим позором для быка, хотя ему безразлично, какого мнения люди о его репутации.

Но бывают и более невероятные случаи: толпа ревет в ожидании последнего удара, бык истекает кровью и хрипит, и вдруг матадор опускает шпагу, кланяется быку, зрителям и уходит - за проявление благородства и готовности биться он оставляет быка живым. Первым таким быком, которому было даровано спасение, был Заккахозо. В него воткнули 33 пики, он убил 11 лошадей. Матадор, восхищенный отвагой могучего животного, извинился перед быком и откланялся публике, обескураженной неожиданным поступком тореро. С тех пор к многочисленным правилам корриды добавилось еще одно - отважно бившемуся быку даруется жизнь.

К корриде можно относиться по-разному. Можно видеть в ней прекрасное, утонченное искусство; можно считать ее непозволительным кровавым варварством и требовать ее запрещения. Но несомненно, что даже тот, кто не считает себя преданным поклонником корриды, не питает к ней особой любви, оказавшись на ступенях арены, попадет под пышное и мрачное очарование этого виртуозного танца, на который приглашена смерть.

«Отдых и путешествия» № 12 июль 2001